Главная
Доклад: Китайская медицина
Доклад: Китайская медицина
Китайская
медицина
Назначение
пациенту лекарств китайским врачом - это поистине мистический акт. Из сотен
препаратов органического и минерального происхождения, находящихся в его
распоряжении, врач выбирает всего несколько нужных ингредиентов, отвар из
которых и служит затем целебным снадобьем для пациента. Вдыхая экзотический
аромат такого снадобья, невольно задумаешься: на каких же принципах основано
это древнее искусство врачевания.
Основные теоретические
концепции, на которых зиждется китайская медицина, сформировались, в общем, еще
более двух тысячелетий назад. Богатейшие теоретические знания, накопленные
древней медициной, были собраны в книге "Нэй цзин" ( Внутренний
канон) еще в доциньскую эпоху (до 221 г. до нэ.). В эпоху Хань (206 г. до н.э.
- 220 г. н.э.) появилось ценнейшее и не утратившее своего значения во все
последующие века руководство по клинической диагностике и терапии "Шан
хань лунь" (Трактат о болезнях вызванных охлаждением), составленное Чжан
Чжун Цзином. Еще более известна "Бэнь цао ган му" (Энциклопедия
трав), составленная в эпоху Мин (1368 - 1644 гг.) Ли Ши Чжэнем. Этот
капитальный труд, содержащий описание 1892 различных видов лекарственных
средств, стал эпохальным явлением в истории мировой фармакологии. Все эти книги
были переведены на многие языки мира и оказали глубокое влияние на развитие
науки в странах Восточной Азии, а также в ряде стран Европы.
Китайская
медицина выработала уникальный метод классификации заболеваний, который
принципиально отличен от методов европейской медицины. Китайская медицина
исходит из представления о том, что человек, живя во вселенной, сам
представляет собой своеобразный микрокосм. Субстанция, из которой состоит все
живое, считается принадлежащей к "инь" - пассивному, женскому,
темному началу природы, а процессы функционирования различных жизненных систем
организма - к "ян" - ее активному, мужскому, светлому началу.
Жизнедеятельность
организма описывается в категориях пяти функциональных систем:
1)
"синь" (сердце или душа) - система, представляющая собой
"командный центр" организма и реализующаяся в форме духа и
интеллекта;
2)
"фэй" (легкие или дыхательная система), контролирующая разграничение
различных функций организма и поддерживающая различный баланс между ними;
3)
"гань" (печень) - система, регулирующая физические и эмоциональные
реакции организма на воздействия внешней среды и его поддержание в состоянии
гармонии;
4)
"пи" (селезенка) - система, управляющая процессами питания организма и
обмена веществ и обеспечивающая полноту физических сил;
5)
"шэнь" (почки) - система, регулирующая накопление и расходование
организмом эссенциальной субстанции, или энергии и определяющая его
жизнеспособность.
Данная теория
устанавливает соотношение функциональных систем человеческого организма,
называемых в целом "цан сян" - скрытыми феноменами.
Смена времен
года и изменения погоды способны оказывать влияние на человеческий организм.
Важнейшими здесь являются следующие шесть факторов: ветер (фэн), холод (хань),
жара (шу), влажность (ши), сухость (цзао) и жжение (хо). Чрезмерно резкие либо
аномальные изменения погоды могут причинять вред человеческому организму и
называются "шестью аномалиями" (лю инь). С другой стороны, резкие
изменения в эмоциональном состоянии личности - в случае крайнего проявления
различных эмоций, таких, как радость (си), гнев (ну), тревога (ю), тоска (сы),
печаль (бэй), страх (кун) и удивление (цзин) - также наносят ущерб здоровью
человека и называются "семью эмоциями" (ци цин).
Взаимодействие
внешних факторов - "шести аномалий" - с внутренними - "семью
эмоциями" - и лежит в основе учения китайской медицины о природе
заболеваний. С помощью этого своеобразного набора моделей в сочетании с теорией
"скрытых феноменов" исследуется физическая конституция пациента и его
заболевание. На этой основе ставится диагноз относительно природы физической и
психологической дисгармонии в организме пациента и избирается путь коррекции
этой дисгармонии. Объектом внимания китайской медицины является сам человек, а
не просто его "болезнь". С точки зрения китайских медиков болезнь -
это всего лишь частное проявление общего нарушения равновесия в организме.
В Китае
существует древнее предание об "испытании Шэнь Нуном ста трав".
Согласно этому преданию Шэнь Нун, вождь древнего рода и создатель основ
китайского земледелия, стремясь выяснить, пригодны ли многочисленные растения,
существующие в природе, для употребления в пищу либо в лечебных целях,
последовательно испытывал их все на себе с риском для жизни, так как многие из
них оказались ядовитыми. На протяжении тысячелетий китайцы постоянно проводили
подобные эксперименты, устанавливая эмпирически характер действия разнообразных
веществ на организм человека, и классифицировали их по свойствам вызывать "холод"
(хань), "жар" ( жэ), "тепло" (вэнь) и "прохладу"
(лян), а также по особенностям их действия, области действия, степени
токсичности, дозировке, опасной для жизни и тд. Например, стебель китайской
эфедры обладает потогонным действием, однако ее корень, напротив, способен
препятствовать потоотделению; корица по своим свойствам - "теплая" и
пригодна для лечения простудных заболеваний; мята же по своим свойствам -
"холодная" и используется как жаропонижающее и т.п.
Накопление с
незапамятных времен подобного опыта позволило традиционной китайской медицине
глубоко постичь закономерности природных явлений и следовать им в своей
практике. Используя известные им принципы, китайские медики могут давать
пациенту определенные рекомендации по коррекции среды его существования, его
жизненных ритмов, структуры его питания, характера его взаимоотношений с
людьми, стиля его речи и поведения. Цель этих рекомендаций состоит в устранении
"крайностей" - проявлений дисгармонии в организме пациента - и в
восстановлении его физического и духовного равновесия и здоровья. Так
называемое "достижение середины и гармонии" (чжи чжун хэ) является
высшим принципом, которым руководствуется китайская медицина.
Помимо
назначения лекарственных препаратов китайская медицина также часто прибегает в
своей лечебной практике к методу акупунктуры (чжэнь цзю - иглоукалывание и
прижигание). Этот метод лечения был известен в Китае еще в самой глубокой
древности, во времена до появления письменности. Однако лишь в послеханьскую
эпоху он получил достаточно широкое распространение. Метод акупунктуры основан
на теории коррекции "ци" ( пневма, или живительная сила).
"Ци" - это биоэнергия, которая циркулирует в организме человека
благодаря наличию в нем системы особых каналов, или меридианов (цзин ло). Вводя
в определенные точки тела пациента иглы либо воздействуя на них прижиганием с
помощью полынного шнура (ай цао), можно восстановить баланс "ци" в
организме, привести в действие его внутренний природный потенциал исцеления и,
таким образом, достичь лечебного эффекта.
В 1980 г.
Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала список из 43 заболеваний,
которые могут эффективно лечиться с помощью акупунктуры. Использование
иглоукалывания в целях анестезии при хирургических операциях и при родах сейчас
уже больше не считается чем-то экзотическим. Приемы владения акупунктурой
просты, вероятность побочных действий минимальна, диапазон ее эффективного
применения широк. Акупунктура дала импульс развитию нового и очень популярного
ныне направления исследований в современной медицинской науке.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/
|