Традиционный китайский календарь представляет собой интересную систему отслеживания и координации временных циклов в системе функциональных взаимодействий человека с внутренним и внешним миром. Традиционная идеология китайского мировоззрения была построена на принципе просчета судьбы (предопределенности) и прогноза развития событий таким образом, чтобы можно было вписывать в предопределенные паттерны предметов и явлений зыбкие реальности человеческого восприятия с минимумом дискомфорта. Именно этот постоянно испытываемый дискомфорт является основным фактором укорачивания человеческой жизни, тогда как главной ценностью, ориентирующей человека в пространстве бытия, является долговечность и долголетие. Поэтому наука о времени и технике прогнозов являются двумя основными составляющими в системе ценностей традиционного китайского мира.
В идеале, в мифический момент запуска календарных циклов по воле Желтого императора Хуан Ди, который по некоторым источникам пришелся на 2697 год до нашей эры, первый знак небесного цикла совпадал с первым знаком земной последовательности, а на небе в это время была полночь новолуния в день зимнего солнцестояния. Солнце и Луна в своих циклах не совсем уравновешены, что выражается в символическом различии пятерки и шестерки, и потому начала солнечных и лунных циклов в настоящее время редко совпадают с началами циклов стволов и ветвей. Этим можно объяснить дисбаланс в круговороте предметов и явлений в нашей суматошной жизни.
Годовой цикл, будучи базовой координатой в человеческом круговращении в пространстве жизни (ведь и жизнь наша считается единицами прожитых лет), делится на две половины, одна из которых есть время преобладания силы Ян, а другая, соответственно, Инь (см. "Инь и Ян"). Потом выделяются четыре сезона и соответствующие им фазы зарождения, роста, урожая и сохранения семян (для будущего посева). Следующий уровень деления - это восемь сочленений года, в которых кроме четырех точек начала сезонов выделяются еще два равноденствия и два солнцестояния как фазы равновесного и максимального развития Инь и Ян. Каждое из сочленений насчитывает 45 дней, а 15-тидневный период представляет собой один вдох или выдох. Дальше идут 72 периода по пять дней. Кроме деления года на 12 месяцев существует еще независимый, но взаимосвязанный цикл в шестьдесят единиц, который строится в результате составления комбинаций 10 так называемых Небесных стволов и 12 Земных ветвей (см. "Небесные стволы и Земные ветви"). 10 ветвей выражают Иньские и Янские энергии пяти движений - Дерева, Огня, Почвы, Металла и Воды (см. "Пять элементов и их взаимодействие"). А 12 ветвей являются производными от Земной четверки и отражают взаимодействие пяти движений на земном уровне.
Существуют различные способы вычислений влияния циклов на процессы человеческой жизни с возможностью просчитывать благоприятные даты начала определенных действий таким образом, чтобы они вписывались в необходимые фазы зарождения, роста, развития и сохранения семян в иерархии периодических коловращений.
У китайцев в ходу две различные календарные системы.
О дна, используемая в повседневности, представляет собой лунный календарь, в котором год делится на двенадцать месяцев и который основан на движении Луны по орбите вокруг Земли.
Существует и другой календарь, используемый не только для счета дней, но также в сельском хозяйстве и в предсказании Судьбы. Это солнечный календарь, который китайцы называют "календарем Ся", поскольку он вошел в употребление в династию Ся, 4000 лет назад. Основное различие между календарем Ся и лунным календарем заключается в том, что первый является солнечным и предполагает счет дней года в соответствии с движением Земли вокруг Солнца и деление на месяцы в нем определяется положением Земли на ее околосолнечной орбите. Календарь Ся отличается также тем, что он тесно связан с Пятью Стихиями. Любой год, месяц и день в этом календаре описывается двумя китайскими иероглифами, каждый из которых соответствует одной из Пяти Стихий. Например, 1998 год представлен в календаре Ся двумя иероглифами У-ИНЬ. Первый из них представляет Стихию Земли, а второй - Дерева. Каждый момент времени может быть описан в терминах Стихий. Переводя любой момент времени - год, месяц, день и час - в формат календаря Ся, мы получаем восемь иероглифов, обозначающих восемь Стихий, доминирующих в это время. Подобным же образом год, месяц, день и час рождения человека могут быть представлены как совокупность Четырех Столпов, составленных из Четырех Стихий. Иероглифы, расположенные наверху, называются Небесными стволами, а те, что внизу, - Земными ветвями (о них шла речь выше и в разделе "Небесные стволы и земные ветви"). Всего имеется десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей, а вместе эти 22 иероглифа образуют основу календаря Ся. Каждому из этих иероглифов соответствует какая-либо Стихия (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода). Поскольку календарь Ся дает нам информацию о влиянии Пяти Стихий, доминирующих в любой момент времени, время рождения, представленное в формате календаря Ся (Небесные стволы и Земные ветви), фактически показывает влияние Стихий в момент рождения. Иначе говоря, стволы и ветви, или циклические знаки, представляют собой космические компоненты человека. Если мы знаем состав Пяти Стихий, определяющих нашу жизнь, то с помощью законов, управляющих взаимодействием этих Стихий, и схем изменений Стихий во времени, можно предсказать последовательность будущих событий жизни человека. Этот метод прогнозирования будущего, основанный на истолковании влияния Стихий, и есть китайское искусство предсказания, которое называется Четыре Столпа Судьбы.
Циклический, или бытовой, календарь. Описанные выше астрономические календари применялись большей частью в гражданской жизни. Но одновременно с ними в Древнем Китае существовала так называемая "циклическая" календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в "циклы", каждый из которых охватывал 60 лет (табл. ниже).
1
Периоды
Знак
"Небесные стволы"
Животные
Му (дерево)
Хо (огонь)
Ту (земля)
Цзинь (металл)
Шуй (вода)
Цзя
И
Бин
Дин
У
Цзи
Гэн
Синь
Жень
Гуй
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
З е м н ы е в е т в И
1
Цзы
1
13
25
37
49
Шу (мышь)
2
Чоу
2
14
26
38
50
Ню (корова)
3
Инь
51
3
15
27
39
Ху (тигр)
4
Мао
52
4
16
28
40
Ту (заяц)
5
Чэнь
41
53
5
17
29
Лун (дракон)
6
Сы
42
54
6
18
30
Шэ (змея)
7
У
31
43
55
7
19
Ма (конь)
8
Вэй
32
44
56
8
20
Ян (овца)
9
Шэнь
21
33
45
57
9
Хоу (обезьяна)
10
Ю
22
34
46
58
10
Цзи (курица)
11
Сюй
11
23
35
47
59
Гоу (собака)
12
Хай
12
24
36
48
Ню (корова)
Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти "стихиям", или "небесным ветвям". Они обозначали следующие понятия: Дерево (Му), Огонь (Хо), Земля (Ту), Металл (Цзинь) и Вода (Шуй). Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или "Небесных ветвей", каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.
Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой "Земные ветви".
Около двух тысяч лет назад к знакам периодов, т. е. к "Земным ветвям", были прибавлены еще названия животных. Так, к периоду с циклическим знаком "Цзы" было прикреплено название "мышь" (Шу), к периоду со знаком "Чоу" - название "корова" (Ню), к периоду "Инь" - "тигр" (Ху) и т. д. Позже названия периодов стали обозначать только знаками соответствующих животных. Таким образом, десятичный цикл "Небесных ветвей" и двенадцатеричный цикл "Земных ветвей" были объединены в общую таблицу, составившую 60-летний китайский календарный цикл. Годы в нем обозначаются следующим образом. Первый год цикла находится в первом периоде и обозначается циклическим знаком земной ветви "Цзы". Это - год мыши. Таким же образом получается, что второй год - год коровы, третий - тигра, десятый - курицы и т. д. Однако под знаком мыши, кроме первого года, находятся еще и 13-й, 25-й, 37-й и 49-й годы цикла; под знаком коровы, кроме второго года, значатся 14-й, 26-й, 38-й и 50-й годы цикла; годом тигра могут быть 3-й, 15-й, 27-й, 39-й и 51-й годы цикла и т. д. Поэтому для большей определенности датировок стали обозначать годы цикла обоими циклическими знаками - как небесной ветвью, так и земной. Тогда первый год цикла, расположенный на пересечении небесной ветви "Цзя" и земной ветви "Цзы" будет обозначаться знаками "Цзя-Цзы" и называться годом "дерева и мыши", 2-й год будет обозначаться знаками "И-Чоу" и называться годом "дерева и коровы", 3-й - знаками "Бин-Инь" и называться годом "огня и тигра", 16-й - знаками "Цзи-Мао" и называться годом "земли и зайца", 47-й - знаками "Гэн-Сюй" и называться годом "металла и собаки" и т. д.
В обиходе, когда речь идет о годе рождения известного лица, китайцы пользуются более кратким его обозначением. Они просто называют животное соответствующей земной ветви. Поэтому в ответ на вопрос о возрасте спрашиваемый может сказать, что он родился, например, в год дракона. Это может обозначать в равной степени 5-й, 17-й, 29-й, 41-й и 53-й годы цикла, а какой из них соответствует году рождения, нетрудно догадаться по облику отвечающего.
Переход от одного года данного цикла к другому, как показывает табл. выше, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо. Поэтому, если известен первый год данного цикла по григорианскому календарю, то с помощью таблицы можно определить обозначение любого другого года внутри цикла.
Циклический календарь в прошлом и настоящем. За начало циклической эры, т. е. за первый год первого цикла, принят год "мыши", соответствующий 2637 г. до н. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного правителя Хуан Ди. К настоящему времени прошло 76 полных циклов, и с 1924 г. начался 77-й цикл. Циклическая календарная система широко распространена в быту, и потому ее часто называют "бытовой".
Начиная с 1 января 1912 г., после революции, в Китае стали применять и григорианский календарь, но только с 1949 г., после образования Китайской Народной Республики, он стал широко применяться в стране как официальный календарь. Однако и в наше время многие печатные издания (газеты, журналы) выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и но 60-летнему календарному циклу.
Постановлением правительства КНР в стране установлен праздник Весны, который является первым днем Нового года по старому китайскому календарю. Он приходится на середину февраля.
Хронология по династиям и эпохам царствования императоров. При изучении литературы но истории Китая часто приходится встречаться с присущими ей особенностями датировки событий. Начиная с древнейших времен и до начала нашего столетия китайцы не имели единого летосчисления, у них не было единой эры. Кроме счета по циклам широко применялась датировка исторических событий по династиям и эпохам царствования императоров. Традиционно летосчисление Китая начинается с 2357 г. до н. э. - времени вступления на престол легендарного императора Яо.
Год Петуха
Китайский календарь или календарь Ся, - это удивительная система, показывающая пассажи времени и дающая возможность предсказывать будущее. Его уникальная особенность заключается в том, что вся информация о времени представлена в понятиях пяти базовых элементов - Металла, Воды, Дерева, Огня и Земли (см. "Пять элементов и их взаимодействие"), которые считаются базовыми компонентами во Вселенной. Взаимоотношения элементов позволяют судить о том, какой год нас ждет.
2005 год - год Петуха, согласно календарю Ся, представлен элементом Дерева, сидящим на элементе Металла. В соответствии с циклами созидания и разрушения, которые характеризуют взаимоотношения элементов, Металл будет разрушать Дерево (см. "Пять элементов и их взаимодействие"). Следовательно, Дерево, сидящее на своем разрушителе - Металле, является символом дисгармонии, что может привести к международным конфликтам. Взаимоотношение элементов такое же, как и в году Обезьяны, который также является годом Дерева, сидящем на Металле. Но, разница в том, что год Обезьяны - это Дерево-Ян, которое всегда сравнивают с высоким деревом, отличающимся жесткостью, гордыней, упрямством, несгибаемостью, бескомпромиссностью и принципиальностью. Поэтому в 2004 году конфликт между Металлом и Деревом привел к очень серьезным последствиям в острой борьбе против терроризма, особенно на Среднем Востоке, включая Ирак и Саудовскую Аравию. Однако год Петуха представлен Деревом-Инь, которое сравнивают с цветком или травинкой, гибкой и легко приспосабливающейся к изменениям окружающей среды.
Годы в Китайском календаре следуют 60-летнему циклу. Это означает, что подобный год Петуха, Дерева-Инь на Металле, был в 1945 году, когда Германия и Япония потерпели поражение во Второй Мировой Войне. Союзники освободили Европу от нацизма. В 2005 году, спустя 60 лет, появляется та же самая пара элементов, что дает нам надежду на победу в глобальной войне против терроризма, а также в борьбе с Аль Каедой. Однако, дерево и металл находятся в конфликте, поэтому нельзя ожидать, что год будет мирным. Так же, как и в 1945, победа может быть достигнута только в острой борьбе с тяжелыми потерями.
Дерево-Инь - это символ цветка или травинки, которые следуют направлению ветра. Это говорит о гибкости и умении приспосабливаться к обстоятельствам, что дает надежду на компромиссные разрешения многолетних конфликтов.
Поскольку Петух представляет нож, режущий тело, то для людей, родившихся в год или день Кролика, этот год подходит для проведения хирургических операций, в том числе по удалению зубов. Наиболее критическое (неподходящее) время для подобных действий - это март и сентябрь.
Элементы, представляющие годы в Китайском календаре, являются сигналами, показывающими области, на которые нужно обратить внимание в течение года. В 2005 году речь идет о дереве, разрушаемом Металлом, что является предупреждением о проблемах, связанных с элементом Дерево, которое ассоциируется с растениями и окружающей средой. Это могут быть природные бедствия, влекущие за собой разрушения лесов и окружающей среды, что также представляет опасность и для сельскохозяйственных угодий.
Петух - это время рождения Огня-Инь, что является символом взрыва, поэтому год Петуха особенно уязвим для происшествий, связанных с огнем и взрывами.
Петух - это "цветок романтики" в системе Четырех Столпов Судьбы, поэтому он принесет усиление активности, связанной с развлечениями, шоу-бизнесом и большое количество интересных событий в этой сфере. Отрицательным моментом является то, что Петух спровоцирует возникновение "сексуальных" скандалов среди известных людей в различных кругах, в том числе и политических.
Петух - это Металл-Инь, тонкое, декоративное, ювелирное изделие. Такой Металл способствует росту и развитию в области косметологии, ухода за кожей, а также бизнеса, связанного с развлечениями, рекламой, PR и т.п.
Пять базовых элементов представляют также различные органы и части тела. Дерево-Инь - это печень, шея, позвоночник, металл - это органы дыхания, зубы и кожа. Слабость дерева в год Петуха способствует быстрому возникновению расстройств, связанных с печенью, шеей и позвоночником. Металл, напротив, достаточно силен, что провоцирует возникновение заболеваний органов дыхания и кожи. Согласно недавним исследованиям, металл также имеет отношение к нарушениям двигательного аппарата, таким как болезни Паркинсона и Альцгеймера. Бывший президент США Рональд Рейган умер в 2004 - году Обезьяны от болезни Альцгеймера, что подтверждает связь между элементом Металла и нарушениями движения. Следовательно, подобные заболевания будут в центре внимания в 2005 году.
Неблагоприятным животным знаком является Кролик, так как он находится в столкновении с Петухом. Такое столкновение обычно связано с передвижениями. Поэтому людей, рожденных в год Кролика, ожидают перемены и движение, например, путешествия, переезд, перемена места работы и т.д. Столкновение с Петухом для них также может означать хирургическое вмешательство, происшествия, связанные с повреждениями спины или шеи. Для защиты от нападения Петуха необходимо носить животный знак Дракона (изображение, брелок и т.п.). Также рекомендуется избегать опасных упражнений и быть внимательным в положении сидя. Постарайтесь много не путешествовать в направлении строго на запад, особенно в марте и сентябре, т.к. запад - это позиция Великого Князя в 2005 году.
Другим животным знаком, находящимся под неблагоприятным влиянием Петуха, является Петух, который находится в состоянии самонаказания. Самонаказание связано со скрытой опасностью, скрытыми заболеваниями, что означает: проблемы во взаимоотношениях с коллегами, нездоровая конкуренция, проблемы и неприятности, вызванные собственными неосторожными действиями. Поэтому люди, рожденные в день или год Кролика, должны бережно относиться к своему здоровью в этом году. Столкновение с днем Кролика может нарушить гармонию в семейных отношениях, стремитесь ее сохранить. Путешествуйте и используйте возможность переезда, если это необходимо.
В лучшем положении в год Петуха оказываются такие животные знаки, как Дракон, Змея и Бык, которые составляют комбинацию с Петухом, поэтому им будет сопутствовать удача. Для людей, рожденных в годы Обезьяны, Крысы и Дракона, год Петуха благоприятствует романтическим знакомствам и отношениям. Однако, подобное астрологическое предсказание по животным знакам является не совсем точным. Для более точного предсказания человеческой удачи недостаточно знать только год рождения.